ПОЛЕ ЧУДЕС

Все нынче думают, что знаменитую игру "Поле чудес" придумали современники. Не так-то было, ибо изначально корни игры прорастали в далеких революционных годах Гражданской войны. Дабы занять каким-нибудь образом могучую чапаевскую дивизию в часы личного времени и прекратить поголовный алкоголизм на почве разложения старорежимных элементов дикости и безграмотности, комиссар Фурманов объявил ЛИКБЕЗ в виде отгадывания слов по буквам.

Анка-пулеметчица черной ваксой рисовала буквы на портянках, кои ей намечал комиссар химическим карандашом.

 

-Люблю я малевать, - хвасталась Анка Чапаю, - как бы тихопомешанной становлюсь с энтой живописью, лучше чем пулеметом строчить беляков, как всегда патронов не хватает, а ваксы вона сколько! На худой конец ее можно дегтем заменить, или сажей с кухонного чугуна. Ишь, красиво выходит, когда портянки уж ваксой воняют, а не чем-то ищо...

-А ты, Анюта, знаш че малюешь? - лукаво заискивал к ней Василь Иваныч, - Ну, слова-то какие комиссар велит писать? Может подскажешь командиру своему чуток. А то как-то прославленный командир, а назначенный, туды его в коромысло, комиссар потешаться на до мною вздумал, опозорить хотить перед всей дивизией! Говорит, что вот с тебя, стало быть, начдив, и начнем наш ЛИКБЕЗ... В первую тройку поставить меня вздумал!

-Ну ты же ругаться могеш? Ругательства какие знаешь? - советует Анка.

-Ну, могу!

-Так и говори начало ругательства, чтоб не до конца. Буква получится.

 

Собрались в назначенный день и час красноармейцы дивизии кагалом перед бельевой шворкой. Развесил на шворку комиссар Фурманов размалеванные портянки так, чтобы ваксы не видно было для любопытных глаз. А ежели задрать один конец портянки то буква открывается.

 

-Что же, товарищи бойцы, - начал вступительную речь комиссар, - пришло время ударить Белые армии всеобщей грамотностью и знанием местности, где мы с вами защищаем славу Великого Октября. Узнает, например, скажем, Колчак, что красноармейцы не то, чтобы дрань и рвань, а высокультурные эрудиты, знатоки, обладатели не то чтобы какой-нибудь ночной совы, а осветленные дневными научными знаниями гуманитарии, так сказать, воины света. И удерет адмирал от этого из просвещенной Сибири где-нибудь на дикий Запад, а Деникин самолично застрелится из зависти, потому, как их армии не ученые, потому как белые, пустые листы. А мы как трудовые портянки красные, то есть красивые и ученые.

Комиссар фурманов сделал театральную психологическую паузу, и воцарилась тишина. Он взглядом окинул бойцов дивизии и остановился на начдиве - Василие Иваныче Чапаеве.

-Вот так командир, веди свою дивизию в мир знаний, как и велит товарищ Ленин, учиться, учится и еще раз учится! Личным примером веди. Первое задание такое: река из четырех букв, какая разделяет Европу и Азию. А за правильный ответ приз имеется. Петр Алексеевич, выноси!

Из-за сарая появился Петька в образе бурлака на Волге и пеньковым канатом стал вытягивать на всеобщее смотрение рыбачью лодку плоскодонку, с красными буквами на борту "Интернационал". Анка, глядя на свое творение, зарумянилась от гордости, но румянец был не заметен за размазанной красной краской на щеках.

-Вот кто первый отгадает слово, то есть название реки, тот цельный день будет водить непотопляемый "Интернационал" на волнах мировой революции. Ну, что, Василий Иванович, рискнешь первым? Какая такая река?

 

Чапай вышел к портянкам. Слева в руке шашка, справа в руке маузер, вид достойный полководца, поэтому конкуренты сразу удалились в общую массу красноармейцев. А Фурманов заявил:

-Разрешаю назвать любые четыре буквы!

Чапай как-то уже и, не раздумывая, выпалил:

-Да пошел ты у... р... л... б... п... х...

-Есть такие буквы в этом слове! - Закричал радостный Фурманов, - осталось отгадать последнюю букву "а".

Но Чапай растерялся. От волнения не может вспомнить ругательство на букву "а". Он бледнеет, покрывается каплями холодного пота.

Видя замешательство своего любимого начдива, красноармейцы дивизии громко скандируют: "Ананизьм, ананизьм!" И тут, словно телепатия, Василь Иваныч с великой потугой выдавливает из себя "а-а-а..."

-Есть такая буква в этом слове! - восклицает Фурманов, - ну, а теперь, может быть, назовешь слово целиком?

И комиссар открывает портянки, где корявыми палочками намазаны ваксой буквы "УРАЛ".

 

Чапай долго смотрит на буквы, конечно, их не знает, конечно, слово сложить не может. Фурманов в это время танцует, шутит, в общем, ведет себя как заправский клоун. Чапай не выдерживает, прячет маузер, цепляет  на место шашку и подытоживает финал игры:

 

-Да подавись ты своей лодкой, комиссарская морда! Еще скажи, что я плавать не умею!

Write a comment

Comments: 0