КАК ДЕМОНТИРОВАЛИ СИСТЕМУ

Одна из наилучших систем общественной выживаемости - социалистическая в СССР осталась в далеком прошлом. Вообще это программа, какая не появляется из ниоткуда и разрушается не просто какой-то датой независимости или указом. Поменять программу общества нужен управляемый процесс и время. Достижение социализма: бесплатное образование, доступная медицина, право на труд и отдых - основа и платформа человеческой жизни была обусловлена в СССР отсутствием некоторых свобод, в первую очередь экономических. Торговля, денежные потоки, ценности, как природные, так и научно-технические, были под управлением государства, а в СССР это осуществлялось коммунистической партией (КПСС). Отсюда вытекало отсутствие информационной свободы - пресловутой свободы слова. Вместо коррекции системы, где нужно было определить и внести изменения в структуры общества, для баланса прав и свобод, был запущен ее демонтаж.

1.Первый удар по образованию. Любые экономические, политические, климатические, стихийные кризисы, катастрофы и трудности общество может преодолеть и выжить, если человек в этом обществе образован. Знания и умения это дар предшествующих поколений. В любой сфере деятельности человека его накопленный опыт передавался по наследству молодежи, и это была школа, какая формировала новую ступеньку знаний и достижений. В школе, в учебном процессе важными связующими узлами есть отношения учитель-ученик, где опыт и знания перекладываются на свежий носитель. В конце существования СССР в советской школе учитель по призванию был массово заменен преподавателем по методичкам. Меняя методички, менялся вектор целенаправленности образования, а преподаватель стал взаимозаменяемым и безответственным за конечный результат, отчего знания и опыт стали товаром, имеющим свою денежную цену. Большинство учеников и студентов стали пользоваться покупными зачетами, а когда рухнула плановая экономика в хаос рынка, знания и опыт приобретались отдельно от учебных заведений. Школа перестала быть фундаментальным источником образования и все чаще служила лишь номинально-формальными условиями для дальнейших социальных лифтов. (Мне и сейчас смешно, когда кто-то хвастается, что имеет три высших образования, возможно, имея ввиду три специальности, ибо в новом мире можно приобрести столько дипломов, на сколько хватает денег и фантазии, а вот опытность и масштабность знаний сейчас добывается совсем другими путями).

2.Второй удар по коллективизму. Образно говоря, убить мамонта человеком в природе возможно, только объединившись в коллективную бригаду. Вот только в этом коллективе нужно правильно расставить человеческий ресурс. В стадном обществе иерархия управления определяется грубой силой, в цивилизованном обществе законодательством. В любом случае коллектив управляется уполномоченной личностью во благо всего коллектива. Инструментом управления коллективом есть рычаги кнута и пряника. И самым простым примером коллектива есть семья, а самым сложным - государство. Чем больше и сплоченнее коллектив, тем мощнее его сопротивление вызовам извне. СССР был построен как коллектив республик, внутри которого формировались функциональные коллективы отраслей экономики, науки, обороны, и других производственных, добывающих, творческих, гуманитарных институций государства. Коллективное хозяйствование заключалось в созидании, сосредоточении и распределении доходов коллективными решениями, как обязательными для исполнения всеми членами. Личность имела место в коллективе, но принцип коллективных решений распространялся и на нее. Демонтаж коллективизма произошел с первыми законами о индивидуальной трудовой деятельности, где личность одноименно стала принимать решения о доходах, расходах и накоплении частного капитала, т.е. так, как это культивируется в западном капиталистическом мире. Принцип коллектива нарушен и, образно говоря, чтобы убить мамонта нужно нанимать много личностей за определенную плату... Большинство общественных процессов созидания, особенно энергоемких проектов, требуют сплоченности коллектива, но сейчас взамен ему имеем заинтересованных сотрудников, интерес которых измеряется ставкой платы. ( Интересно знать, сколько в денежном эквиваленте стоит закрыть грудью дуло пулемета, чтобы защитить коллег сотрудников от гибели?  Я так вижу, что никто даже не станет говорить о цене, потому что никто на такое не нанимался.)

3.Третий удар по медицине. Даже если общество не образованное, можно сказать - дикое, даже если оно разобщенное и раздробленное на индивидуумы и не согласовано к общему созиданию, оно все равно живо - живо надеждой когда-то образоваться и объединиться. Но если оно больное физическими носителями - телами, если оно подвержено инфекциям и эпидемиям, то это ранняя старость, проблемная жизнь, да и просто смерть. Медицина (а в институциях звучит как охрана здоровья) играет ключевую роль в общественной выживаемости системы. Советская медицина Семашко сложилась на основе медицинского опыта 1 мировой, гражданской, 2 мировой войн, из многочисленных голодовок и экстремальных лагерных наблюдений. Считалась лучшей в мире и главное - бесплатной. Каждый человек, независимо от его статуса, национальности, принадлежности к криминалу в обществе был на медицинском учете, для оказания оздоровительных услуг. Но медицина Семашко не может существовать в классовом обществе, где есть богатые и бедные. Для богатых она неудобна, для бедных не состоятельная, нуждается в обеспечении. Советская медицина изжила себя в движении общества к капитализму. Разрыв общедоступной медицины на коммерческую частную и муниципальную привел к потере стратегического потенциала общества. Клиники для богатых задыхаются от имитации услуг, народные больницы от кадрового голода. В общем, здравоохранение перестало нести, собственно, охрану здоровья для большинства. На охрану здоровья большинству пришли фармацевты, изготовители лекарств и приспособлений для человеческого организма. (Если не ошибаюсь, семь сердец пересадили миллиардеру Дэвиду Рокфеллеру, но он все же умер в 92 года. А в селе баба Ольга, ее никто не знает, умерла в 97 лет с одним своим собственным сердцем. Кто круче прожил? Вывод: все мы живем в программе Бога, но медицина, вообще-то не заменяет Бога, она существует с благородной целью облегчить страдания, пока организм реанимируется и борется с болезнями. А уж если программа Бога дарует время жизни и час смерти, то эту программу не обмануть.)


В ОСТАТКЕ ФИНАЛ: Украина ушла от советской программы развития и существует в новой реальности, какую можно охарактеризовать низким образованием, индивидуализмом и разобщенностью, слабым физическим здоровьем. Может ли в таком состоянии общество что-то созидать или хотя бы выживать, отвечать на вызовы кризисов или эпидемий? Все не важно, ни разрушение каких-то заводов и рабочих мест, ни утрата технологий и хаос национализма, ни борьба с языками и информацией, ни вступление в союзы или антисоюзы, ни гибридные войны с соседями, ни падение урожайности гречи... Цивилизованность с самых древних времен, даже когда не было смартфона, удерживают три слона: умение учится, уход за больными и конечно же - способность объединиться в коллектив. Из Украины эти три слона убежали, осталось уплыть черепахе - единства мужчины и женщины при зачатии новой жизни.
 
©ЮдовВ.М.2022г.